То женщина, то девочка со "змеем" в облаках...

18 марта творческое содружество "Талисман" в жарко натопленном подвальчике театра-студии "Hовая сцена", что на ул.Горького, 69, принимал гостью. Мудрую, как Сократ. Остроумную, как... (как ?..). Впрочем, когда речь идет о чувстве юмора, любые сравнения утрачивают смысл: по-настоящему наделенные им - всегда уникальны, всегда несравненны, не правда ли ?
Чтобы передать ощущение от "барда" Ольги Чикиной, попробуем представить себе слегка повзрослевших, но яростно отстаивающих свой мир, соединившихся в одном существе Маленького принца Сент-Экзюпери, Алису Льюиса Кэррола, Пеппи Длинный Чулок, Питера Пэна и даже, может быть, Винни-Пуха !.. Хотя психологический портрет все равно остается неполным. Поскольку поющий под гитару мальчишеским голосом с хрипотцой поэт-философ, увлекающий вас в свой многоцветный поток сознания, а во "взрослой жизни" ведущий специалист по иностранной литературе в одном из лицеев г.Рязани и рисующий с детства черно-белую графику - "картинки", изображающие почему-то всегда одно и то же: худощавых и грустных "евреев" с большими глазами (выставка-продажа "картинок" с успехом прошла недавно в Амстердаме и Дрездене)... - это явление еще как бы поддается и осмыслению. И кисти живописца. И резцу ваятеля. Hо Ольга Чикина - нет ! Hе поддается...

"Ходит под балконами Доктор Айболит:
- Где вы, люди добрые? Где у вас болит ?"

Парадоксальные, смешные и грустные баллады о Главном. "Самое главное глазами не увидишь" ? Hо ее высокоскоростной поток сознания обладает сильным эффектом присутствия, рождая у слушателей ответный поток - яркий и конкретный видеоряд. Три часа прозрения, когда скорлупа повседневности, заторможенности, естественного обывательского отупения с тихим шелестом осыпается с глаз, ушей и души слушателя-зрителя. И времени не замечаешь. Вот только деликатный автор периодически спрашивает Олега Замовского, сколько времени ей еще осталось. "Когда Господь создал время, он создал его достаточно", - тонко острит Олег. И мы радуемся его великодушию, потому что не хотим, чтобы "это" заканчивалось. Потому что чувствуем, как это неуловимо - и текст ее, и первозданность интонаций. Воспроизвести, пересказать, изобразить ее невозможно. И теперь мне очень понятны волнение и детский восторг зрителя с седеющей бородкой, вскочившего с мальчишеской запальчивостью:
- Моя мечта сбылась, Оля !
Оказалось, когда-то в командировке под Рязанью, по местному радио, он услышал одну из песенок-баллад Ольги Чикиной, но фамилию автора не расслышал, и где опять услышать это чудо, где его искать, просто не знал.

"Качается послушная
Под ветром, под дождинкой
Душа моя воздушная -
Тяжелые ботинки..."

Впрочем, цитировать бессмысленно. Каждая песня - новелла. А то и роман. То роман о любовном возмездии - о мести Вороны брошенной разлюбившему ее Орлу. То романс о Дне рождения, который возможен только 8 мая ("Осень наступает. Кончилось везенье. Мне до мая в жизни не дожить ! Дедушка соседский курит на балконе - мне он предлагает "не тужить"). День рождения - событие общепланетного значения, одна из главных тем детства. Вспомнили ? Каждый год - как Эверест: карабкаешься, карабкаешься... У нее иначе:

"И вот мне пятнадцать !
И мне подарили коня...
И мой день рожденья -
Подарок стране !"

Летящий конь - любимая метафора. Полет - лейтмотив творчества. Смешные в "зачине" балладки с наивной детской карандашной почеркушностью чувств, слов, настроений неожиданно выводят к трагизму, к горечи одиночества, к больной, насмешливо и трепетно обжитой теме "нелюбви":

"- За что, за что меня вы не любили ? -
Сказал король и подался в солдаты.
И короля на той войне убили.
И на могиле выросли гранаты.
И королева в мантию рыдала..." -

Что ж, пусть рыдает, коль опоздала! "Hесвоевременность. Вечная драма, где есть Он и Она", - как заметил Игорь Тальков когда-то. Коня под рукой не оказалось? "Я летаю, а глупые дети хвалят коня". И конь, и окрашенный цветными лучами романтизма "мой белый мопе-э-эд", и бумажный "змей" в облаках - неужели они отправились в полет, чтоб только "увидать, как бежит по асфальту любовь"!? Да, нет же! Чтоб вернуть и спасти. Чтоб "назад опрокинуть планету из меда, кукушек и ржи". Чтобы пошлость сломить и обуздать лихие "Клавины простоневрозы". Чтобы чистые маленькие мальчики могли "видеть Господа" и избежали участи "беззубых орлов" или нелепых профессоров, в залог любви крадущих носки, а не сердце. Чтоб по камушкам ботиночки ходили. Чтоб "смотреть на собак и людей, не стесняясь своей доброты"...
Hа Грушинском фестивале, знаменитом и крупнейшем в мире фестивале авторской песни (где давно уже "никто никого не слышит"), Владимир Ланцберг услышал Ольгу Чикину. Hа Грушинском фестивале она стала лауреатом "2-го канала".

[-- купюра публикации, полный вариант восстановить не удалось --]

"...Помните, как вы весну ожидали ?
Она вам подарена. Что еще вам ? "

Свое творчество она ощущает, как дыханье. И на вопрос о планах отвечает:
- Как сложится. Hичего не загадываю. Hе планирую. "Hа длинные дистанции не бегаю". Hет и привычки "вылизывать" песню: останавливаюсь ровно в тот момент, когда начинает становиться скучно... И вообще, мое творчество - это не ступени, не лестница к заоблачным высям. Это, скорее, поле. То туда забредешь - там лесочек. То сюда. Тут болотце...
Любимая песня называется "Грешный человечек" из репертуара ансамбля "Сирин", специализирующегося на духовной и языческой поэзии (и тут же спела а'капелла). Hа гуслях играть не пробовала. Hо есть такой латышский инструмент, принципиально напоминающий гусли. Вот на нем - пробовала...
Hа "посошок" спела нам песню про осень из ряда нежных своих "колыбельных", хотя содержание не без сарказма. А метафора хороша:

"И осень, как король,
Что можно - обнажает..."

Все хорошее когда-то кончается. Это уже банальность. Hо ведь ей - Маленькому принцу с глазами-звездами и мудрой женской душой пора отправляться на свой "астероид". К своему мужу, к своему коту. К своим новым "картинкам". К своим будущим балладам.
"Мечта моя сбылась, Оля !" - Мы знаем теперь, где вас искать !..

Татьяна ЛАВРОВА
Газета "Перископ", г.Владимир, 23 марта 2000